Будущее цифрового искусства: тренды 2023

Будущее цифрового искусства

Доступность технологий и относительная простота создания цифрового искусства постепенно меняет статус произведений, когда само понятие уникальность приобретает новые смыслы, а авторов называют создателями контента. Дизайнеры-самоучки, такие как Ито Морабито (Ora Ito), начав с создания виртуальных объектов с логотипами известных компаний, закончил сотрудничеством с Guerlain, Christofle, Casina и другими брендами.

Цифровое искусство: средства и технологии

Новое цифровое искусство, также известное как мультимедийное искусство или искусство новых медиа, объединяет огромное количество произведений, созданных при помощи или под влиянием компьютеров, гаджетов, программного обеспечения и коммуникационных сетей. Для создания объектов используются интерактивные технологии, VR, 3D-графика и анимация, а также новые материалы: пластик, металлические сплавы и полимеры.

Однако, не только использование новых технологий, но и умение художника владеть программным обеспечением и инструментами, является важным аспектом в создании цифровых произведений. Искусство будущего поддерживается множеством программ, таких как Blender, Maya, Zbrush и другие.

ИИ и нейросети на службе современного искусства

Что нужно уметь, чтобы продать картину на аукционе Christie's за 430 000 евро? Нашим современникам, авторам «Портрета Эдмонда Белами» даже не пришлось учиться рисовать. За них это делает нейросеть, а коллектив создателей Obvious — это средней руки программист и два классных маркетолога.

В связи с этим, существует спор о том, может ли ИИ создавать произведения искусства самостоятельно? Смотря что считать искусством. Если придерживаться понятия о том, творчество имеет историко-культурные корни, а креативная идея ― это комбинация других известных идей, то суперкомпьютеры вполне могут стать авторами. Если же считать, что никакой искусство невозможно без участия человека, и трансляции его личного опыта и переживаний, то ИИ становится инструментом, помощником, оставляя авторство людям.

К примеру, искусство цифровой живописи на основе ИИ, могут помочь художникам в развитии креативности и как бы преодолении ограничений фантазии. Это может привести к появлению новых стилей и жанров в искусстве, которые будут основаны на искусственном интеллекте.

ИИ создает автоматически уникальные картинки, музыку, поэзию и даже литературные произведения. Например, основываясь на заданных параметрах, таких как настроение и жанр, нейросеть компании Amper Music может создавать произведения в различных стилях и жанрах. В рамках проект «The Next Rembrandt», запущенного компанией ING в сотрудничестве с музеем Рейксмузеум в Амстердаме, появилось новое произведение искусства, которое выглядит так, как будто оно было написано самим Рембрандтом. Для этого группа кураторов вложила в ИИ данные обо всех известных картинках художника, например, размер кисти, толщина и тип краски, а также данные о световых и теневых эффектах, используемых в его работах.

Еще один интересный пример ― использование нейросетей в создании интерактивных инсталляций и перформансов, когда они собирают и анализируют данные о поведении зрителей, чтобы создать новый вид произведения, которое реагирует на изменяющуюся обстановку. Художник Рафаэль Лозано-Хеммер создал установку под названием «Пульс и пульсация», которая использует ИИ для сбора и анализа данных о пульсе зрителей. Установка состоит из сотен светящихся лампочек, которые мигают в соответствии с пульсом зрителей, создавая уникальное визуальное произведение искусства.

Цифровая архивация мировых шедевров

Многие музеи и галереи по всему миру начали создавать цифровые архивы своих коллекций, чтобы сохранить их наследие и сделать его доступным для широкой публики. Цифровая архивация позволяет сохранить копии произведений искусства с высоким разрешением, что обеспечивает их сохранность и доступность для будущих поколений, а также для тех, кто не может посетить музеи лично. Например, Google Arts & Culture ― это онлайн-коллекция с тысячей работ со всего мира, включая изображения, видео, аудио и текстовые материалы.

В рамках проекта проводятся тематические выставки, например, выставка «Искусство и ИИ». Цифровая живопись — новое искусство, и оно демонстрирует произведения, созданные с помощью искусственного интеллекта, а выставка «Виртуальный тур по музеям мира» позволяет посетить известные музеи и галереи, не выходя из дома. Европейская комиссия также занялась архивацией и создала проект Europeana, объединивший культурные и исторические материалы из разных стран Европы, такие как книги, фотографии, рукописи, карты и звуковые записи.

Некоторые музеи также используют технологии виртуальной реальности для создания уникальных виртуальных выставок, где посетители могут изучать произведения искусства в цифровом формате и получать дополнительную информацию о них. Помимо прочего, это отличная образовательная возможность.Например, музеи Метрополитен в Нью-Йорке и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, представляют онлайн-коллекции своих произведений искусства.

Digital-art сегодня

Художники используют digital-art для создания инновационных произведений, которые могут быть представлены в различных форматах, включая интерактивные инсталляции, виртуальные выставки и даже цифровые фестивали и конкурсы. Digital-art также используется в рекламе, медиа-искусстве и развлекательной индустрии.

Например, Рафаэль Лоши (Rafael Lozano-Hemmer) создает интерактивные инсталляции, которые реагируют на движения зрителей и делают портреты из их теней. Еще один известный digital-художник Мартин Уэбер (Martin Wattenberg) использует алгоритмы машинного обучения для создания произведений, которые отражают сложные социальные и политические темы.

Однако, digital art painting также вызывает вопросы о том, что является «настоящим» искусством и как оценивать эти произведения. Некоторые критики утверждают, что использование ИИ и нейросетей в создании произведений искусства делает их менее ценными, поскольку они создаются автоматически, в то время как другие считают, что это просто новый способ выражения искусства.

5 ярких примеров digital-art, которые вам точно захочется испытать на себе:

«Irrational Geometrics» Дэвида Макинтоша— это интерактивная инсталляция, созданная с использованием 3D-моделирования и программирования, которая позволяет посетителям взаимодействовать с объектом, меняя его форму и цвет.

«Unnumbered Sparks» Айтана Гади — это огромная световая инсталляция, состоящая из тысяч светящихся лампочек, которые изменяют цвет и форму в зависимости от движения зрителей.

«Infinity Mirrored Room» Яйои Кусамы — это комната с бесконечным отражением, покрытая световыми точками, создающими ощущение бесконечного пространства.

«Rain Room» коллектива Random International — это интерактивная инсталляция, которая создает иллюзию, будто дождевая вода останавливается вокруг зрителей, позволяя им пройти через дождевой ливень, не промокая.

«The Treachery of Sanctuary» Криса Миллера — это интерактивная инсталляция, использующая проекции и технологию распознавания движений, чтобы создавать визуализацию птиц, летящих через экран.

Бриколаж

Тренды искусства разнообразны. Например, бриколаж ― это техника создания произведений искусства путем комбинирования различных объектов, материалов и элементов в единый композиционный образ. Он часто используется в создании видеоклипов, компьютерных игр и анимации.

Для создания сложных композиций цифровые художники используют фотографии, графические изображения, текстуры, видео и другие элементы. Одним из наиболее известных примеров является работа Дэвида Хокни "Joiners", где художник комбинировал фотографии, чтобы создать единый образ. Другой пример ― работы Макса Эрнста с использованием фотографий, открыток, обоев. «Космические коллажи» Роберта Бейра объединяют элементы космических картин, звездных небес и других космических объектов. Дэвида Маклоу работает с фото разных эпох и стилей, объединяя их с собственной фантазией в одном произведении.

Фотореалистичная трехмерная графика

Фотореалистичная трехмерная графика, наверное, один из самых известных и понятных видов цифрового искусства. По крайне мере, обыватели часто понимают под ним именно 3D-графике. Реалистичность объектов достигается за счет работы с текстурированием, освещением и тенями, отражением и преломлением света, симуляции материалов и т.д.

Виды графики:

  • Архитектурная визуализация ― изображения зданий, интерьеров и экстерьеров с помощью трехмерных моделей.
  • Кино и игры ― используется в фильмах и видеоиграх для создания виртуальных миров и персонажей. Один из самых известных примеров ― «The Last of Us Part II» на PlayStation 4, где с высочайшей точностью деталей окружающей среды и персонажей.
  • Реклама ― например, изображения автомобилей.
  • Медицинская визуализация ― для создания визуальных моделей органов и тканей для обучения и диагностики. Например, изображение сердца помогает врачам лучше понимать анатомию органа и его функции.
  • Промышленный дизайн ― для создания визуальных прототипов изделий и оборудования, например, моделей автомобилей или мебели.

Искусство цифровой живописи

Создание произведений живописи с помощью графических планшетов, программ для рисования, таких как Adobe Photoshop и Corel Painter, а также стилусов, кистей и ручек и цифровых красок. Произведения можно многократно изменять и распространять в Интернете. Одна из особенностей цифровой живописи заключается в том, что художник может работать со слоями, которые могут быть перемещены и изменены отдельно друг от друга. Это дает художнику большую гибкость в создании и редактировании произведения и позволяет им создавать более сложные композиции, чем при использовании традиционных методов.

Цифровые тренды 2023

Разнообразие визуальных языков в цифровом искусстве немыслимо. Тем не менее, мы попытались классифицировать наиболее известные темы и визуальные тренды.

Видеоигры. Они стали одним из главных медиа современной культуры. Существуют блоги, касающиеся эстетики игровой графики. Это могут быть не только работы, вдохновленные мощными видеоиграми, но играми на смартфонах и даже простыми платформерами. Например, работы Ryogo Toyoda напоминают Manor Cafe из телефона. Есть направление фан-арт по известным играм, или графика, созданная по игровым архетипам.

Искренность и новая этика. Это направление противопоставляет себя идеальному миру инстаграма и помогает людям принять свои несовершенства. Темы работ касаются не только внешности, но и толерантности, психического здоровья и так далее. Блогер Габ Бойс высмеивает тренд показа «вещей на фоне моделей» сумочкой из лопуха. Сообщество «бьюти-хакеров» постит снимки без ретуши и макияжа. Художница Саина Саиди публикует иллюстрации о феминизме, телесности и равенстве.

Лаконичность. Сдержанные композиции, пастельные тона, простые линии, много света и пространства, медитативность.

Сюрреализм. Последователи Сальвадора Дали получили неограниченные инструменты, чтобы перемещаться между реальностью и сном, создавать антропоморфные образы в удивительных ситуациях и «резиновую» 3D-анимацию.

Гиперреальность. Реалистичное переживание повседневности во всей ее странности, гротеск и юмор.

Футурология. Искусство, думающее о том, каким будет наше будущее с ИИ, технологией, научной фантастикой, автоматизацией. Художники изображают, например, космические станции, заброшенные города, постапокалипсис, андроидов и протезы, одиночество и полумрак.

Киберпанк. Ностальгическая футурология, неон, города и античность, которые живут только в нашей фантазии.

Навстречу будущему: Future Hub

Больше информации о трендах цифрового искусства разных жанров вы найдете на Future Hub. У нас есть целая Программа, посвящённая этой теме. Выбирайте тэг «Будущее искусства» и наслаждайтесь! Вас ждут лекции дизайнеров, креаторов, режиссёров мировых бестселлеров и концепт-артистов.

Все тренды будущего в telegram-канале

Узнавайте первыми все новости из мира искусства, технологий, науки и бизнеса. Только проверенные факты и новости.

05.07.2023БудущееТехнологии
Смотрите также
БудущееТехнологии
Будущее криптовалюты
Криптовалюта - это цифровой актив, используемый для проведения сделок в онлайн среде. Инструмент представляет собой записи в блокчейн – технологиях и других распределенных реестрах. Его не существует в физической форме. В большинстве государств крипта не регулируется.
Навыки
Принципы мультимедийного обучения
Обучение уже не ограничивается традиционными методами, такими как лекции, учебники и семинары. С развитием технологий и ростом объема информации все больше людей обращаются к методам, которые позволяют усваивать знания более эффективно и увлекательно. Рассмотрим основные принципы мультимедийного обучения.
Навыки
Как приучить себя читать книги
С появлением интернета ценность печатной литературы, казалось бы, должна снизиться и стать неактуальной. Зачем читать, разбираться в информации самостоятельно, если можно посмотреть готовый ролик, образовательный фильм или послушать аудиодоклад на заданную тему? Но люди продолжают читать книги, стремятся улучшить скорость чтения, интересуются хорошей, качественной литературой.
Технологии
Зерокодинг
Стать разработчиком программ и приложений мечтают многие. Но сложный путь с обучением на программиста, изучением нескольких языков и получением практических навыков написания кода преодолеть может не всякий. Профессия все же специфическая, требующая определенных способностей.